- занятость
- деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Вопросы 3. населения в РФ и государственная политика в этой сфере регулируются Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в ред. от 20 апреля 1996 г. и КЗоТ РФ.
* * *
(англ. employment) - в законодательстве РФ понятие, означающее деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»**). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом (см. Принудительный труд). Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к юридической ответственности.
В РФ правовые, экономические и организационные основы гос-ной политики содействия 3. населения, в т.ч. гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Гарантии государства по реализации прав граждан РФ, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) РФ. Законодательство РФ о 3. населения состоит из Конституции РФ, Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», др. федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере 3. населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов РФ. Законодательство РФ о 3. населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную 3. Профсоюзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке гос-ной политики в области содействия 3. населения. Они вправе: вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников; содействовать обеспечению социальных гарантий трудящихся в вопросах организации 3., приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.
Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации или ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя, может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за 3 месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и иных представительных органов работников.
Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профсоюзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам 3. населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие 3. Профсоюзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению 3. Предложения профсоюзов, иных представительных органов работников в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством РФ порядке.
Работодатели содействуют проведению гос-ной политики 3. населения на основе: а) соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ; б) реализации мер, предусмотренных законодательством РФ о труде, коллективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников; в) оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством РФ дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций и др. работодателей; г) создания условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели; д) разработки и реализации социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы; е) соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; ж) трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Работодатели своевременно, не менее чем за 3 месяца, и в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному органу или иному представительному органу работников информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить, и несут ответственность в установленном порядке.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы 3.: сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию 3. инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд 3. обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Путем перечисления средств в фонд 3. работодатели полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в фонд 3. обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида.
В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд 3. в размере среднего заработка работника данной категории за год.
При приеме на работу гражданина, направленного службой 3., работодатель в 5-дневный срок возвращает в службу 3. направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
Права работодателей в сфере обеспечения 3. населения установлены ст. 26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Порядок лицензирования деятельности по содействию 3. (к которой относится оказание услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения) определяется Положением о лицензировании деятельности по содействию занятости населения**.
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.