правовой акт

правовой акт

* * *

(англ. juridical act, law) - официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. Понятию «П.а.» соответствует понятие «юридический акт».

В юридической литературе дано много содержательных характеристик П.а. Нередко их отождествляют с понятием «нормативные правовые акты», хотя к таковым не относят индивидуальные, информационные и иные акты. Главное в них - выражение гос-ного веления и закрепление решения правотворческого органа о создании, изменении, отмене акта и содержащихся в нем норм и предписаний (см.: А.В. Мицкевич. Нормативные акты Советского государства. - М., 1958; Социалистическое право. - М., 1973; Р.Ф. Васильев. Акты управления. - М., 1987).

Природа, признаки и виды П.а. обстоятельно проанализированы в книге Ю.А. Тихомирова и И.В. Котелевской «Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие» (М., 1999). По мнению авторов, для П.а. как разновидности документов характерны прежде всего такие общие свойства, как документальное фиксирование информации, ее официально признанное закрепление и выражение в документах строго определенных форм. Вместе с тем П.а. обладает специфическими признаками, выделяющими его среди др. документов. К таким признакам относится прежде всего круг субъектов, управомоченных готовить и принимать П.а. (носителей властных функций и полномочий). П.а. рассчитан на установление норм и их реализацию, т.е. на возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Гарантией действенности П.а. является наделение его юридической силой, понимаемой в смысле общеобязательности в соотношениях с др. актами и непререкаемой обязательности для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами.

П.а. присущи определенные устойчивые признаки:

а) это письменный документ определенного рода, обладающий особой формой выражения содержащейся в нем информации. Данная форма предполагает: структуризацию текста акта и его построение по правилам юридической техники (главы, статьи, элементы, нормы и т.п.); формулирование правил поведения длительного или разового характера; нормативный язык; использование специфически юридических понятий и терминов; соблюдение обязательных реквизитов, свойственных каждому акту;

б) П.а. имеет официальный характер, что проявляется в издании его от имени органа, организации либо государства. Управомоченность названных субъектов принимать П.а. предопределяется конституцией, законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов П.а., которые за ним закреплены;

в) издание П.а. допускается строго в пределах компетенции управомоченного на его принятие субъекта. Министерство, региональная администрация, городское собрание представителей и иные органы гос-ной власти и местного самоуправления с помощью П.а. реализуют закрепленную за ними компетенцию, действуют в рамках предметов ведения и полномочий;

г) П.а. обладает целевой ориентацией. В нем выражены в концентрированной форме социальные интересы. Акт может выражать гос-ную волю (если акт издан от имени государства), волю социальной общности (населения той или иной территории), властное веление (если акт издан гос-ным органом), согласие и равнопартнерские отношения. В любом случае интерес и воля получают строго определенную и обязательную форму выражения;

д) П.а. предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается с помощью разных способов: установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния, посредством обеспечения реализации правовых норм, правовой защиты законных интересов;

е) П.а. обладает общеобязательностью. Это значит, что акт официально признан государством и его институтами. Его обязаны исполнять физические и юридические лица, которым он адресован, с ним они должны сообразовывать свои поведенческие акты и юридические действия. Игнорирование П.а., их нарушение, воспрепятствование реализации актов являются нарушениями законности и недопустимы. Они влекут различные способы восстановления баланса актов, их юридической силы и авторитета, с одной стороны, применение мер дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности к виновным лицам - с другой;

ж) П.а. есть звено в реальной правовой цепи -правосознание, установки, правовые потребности, правоцелеполагание, правотворчество, правореализация, юридические действия и состояния. Это циклически возобновляемая правовая цепь, и П.а. служит ее импульсом, выполняя роль и ее цели, и ее средства. Наиболее же отчетливо его предназначение выявляется по завершении процесса правотворчества, когда акт выступает как его конечный продукт. Действие, применение, исполнение П.а. служат его практической реализации и воплощению норм, предписаний, поручений, установлений в реальной действительности.

Возможны разные классификации П.а. на основе тех или иных критериев. На практике чаще всего эти классификации совмещаются, если не полностью, то в основном или частично. Ведь акт должен обладать всеми свойствами жизнеспособности. Однако существует базовая классификация, служащая опорной конструкцией для всех вариантов построения системы П.а.. В ее основе - юридическая форма акта, отражающая все его основные признаки. Формы актов имеют официальный характер и закреплены в конституции и законах. Отступления от такой классификации недопустимы, поскольку она служит обеспечению стабильности правового порядка и укреплению законности. В свою очередь, установленные формы актов как типичные, родовые могут члениться на более конкретные виды.

По юридической форме можно различать следующие виды П.а.: а) Конституция РФ, устав субъекта РФ; 6) закон с подвидами - федеральный конституционный закон, федеральный закон, кодекс, общие (основные) принципы, основы законодательства, федеральный закон о ратификации международного договора, федеральный закон о поправках и изменениях Конституции РФ, закон субъекта РФ, модельный законодательный акт - в рамках Федерации и СНГ; в) постановление и иные акты законодательных органов; г) указ и распоряжение Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ; д) постановление, распоряжение и иные акты правительств РФ и ее субъектов; е) ведомственные П.а. с подвидами (акты федеральных министерств, госкомитетов и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ); ж) П.а. самоуправления с подвидами актов местного самоуправления и актов по итогам выборов и референдумов; з) локальные (корпоративные) акты; и) решения судов и контрольно-надзорных органов; к) публично-правовые договоры и соглашения; л) программы и декларации; м) положения и уставы; н) международно-правовые акты.

Классификацию П.а. можно построить на основе такого критерия, как их нормативная природа. В этом смысле П.а. подразделяются на нормативные правовые акты, т.е. П.а., содержащие нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений, и индивидуальные правовые акты, которые порождают права и обязанности только у тех субъектов, которым они адресованы.

Еще один критерий классификации П.а. - способ оформления акта и придания ему юридической силы. С этой точки зрения различают: а) первичные акты - законы, постановления и т.п., непосредственно приобретающие юридическую силу, вводимые в действие, и б) вторичные (утверждаемые) акты, к которым относятся, напр., инструкция, утвержденная приказом министра, положение, утвержденное постановлением главы администрации и т.п.

П.а. различаются также по порядку принятия. Речь идет об актах, принимаемых гос-ным органом в коллегиальном порядке. Это законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации, законодательных органов субъектов РФ, решения судов и др. Другая группа П.а. принимается на основе единоначалия - указы и распоряжения Президента РФ, распоряжения главы областной администрации и др. Существуют также акты, принимаемые в коллегиальном порядке, но оформленные актами единоличного характера, напр., решения коллегий министерств, которые чаще всего проводятся в жизнь приказами министра. В др. случаях предварительное коллегиальное обсуждение проектов актов служит способом их апробации, учета позиции специалистов, ученых, организаций-партнеров, а также общественного мнения. Научные, консультативные, экспертно-аналитические, координационные комиссии, советы и центры предназначены для этих целей.


Большой юридический словарь. . 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "правовой акт" в других словарях:

  • Правовой акт — (англ. juridical act, law) официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления,… …   Энциклопедия права

  • Правовой акт — Правовой акт: Нормативный правовой акт Подзаконный правовой акт Индивидуальный правовой акт …   Википедия

  • ПРАВОВОЙ АКТ — см. Акт юридический …   Юридический словарь

  • Правовой акт — принятый в установленном порядке органами государства, общественными объединениями по полномочию государства, должностными лицами, другими субъектами права, официальный документ, направленный на регулирование общественных отношений. Правовой акт… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • Правовой акт управления (административный акт) —    основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно правовых… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Правовой акт управления — Все виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает законы; судебная власть  акты правосудия; Конституционный Суд  заключения; органы прокуратуры  акты прокурорского… …   Википедия

  • ПРАВОВОЙ АКТ — официальный письменный документ или действие, исходящие от уполномоченных органа государственной власти или местного самоуправления, должностного лица, которыми устанавливаются определенные правила поведения участников общественных отношений. П.… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Нормативный правовой акт — (НПА)  официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ,… …   Википедия

  • Нормативно-правовой акт — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… …   Википедия

  • Нормативно правовой акт — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»