- референдум
- (лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - важнейший институт непосредственной демократии. В отличие от выборов при Р. объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится Р., - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Своеобразной формой Р. является плебисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. В некоторых странах (Франция) плебисцит считается более широким понятием, чем Р. В других странах (США) это синонимы. Законодательству РФ известно только понятие Р. (см. референдум Российской Федерации). Конституционное право современных государств предусматривает различные формы Р. и процедуры их применения. Р. подразделяются на общенациональные, местные, конституционные и законодательные (предметом первых является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа и поправки к конституции, предметом вторых может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон). По правовой значимости различают консультативные Р. (именуются также народными опросами), которые проводятся лишь с целью выяснить "волю избирательного корпуса по какому-либо вопросу, решение которого остается за другими органами государства (проводятся в Швейцарии, Испании), и "решающие" Р., когда акт выносится на голосование избирателей для окончательного решения его судьбы. "Решающий" Р. может быть утверждающим, если избирателям предлагается большинством голосов утвердить акт, еще не вступивший в силу (используется в Швейцарии, Франции), отвергающим, если избирателям предлагается большинством голосов отменить акт, уже вступивший в силу (таков, напр., Р. по вопросам текущего законодательства в Италии). Р. подразделяются также на обязательные и факультативные. К первой группе относятся Р., необходимость которых предусмотрена конституцией или другими конституционно-правовыми актами (напр., при изменении конституции). Во втором случае проведение Р. по тому или иному вопросу зависит от воли соответствующего государственного органа или избирательного корпуса.
* * *
(от лат. referendum - то, что должно быть сообщено; англ. referendum) - форма непосредственной демократии, окончательное решение вопросов гос-ного, регионального или местного значения путем голосования граждан, проживающих на соответствующей территории. Наряду со свободными выборами Р. является высшим непосредственным выражением власти народа. В законодательстве РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме термин «Р.» обозначает референдум РФ, референдум субъекта РФ и местный референдум.
Граждане РФ участвуют в Р. на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие в Р. является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в Р., а также на его свободное волеизъявление. Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой права на участие в референдуме РФ. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации его права на участие в Р. РФ.
Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении Р., подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов Р. осуществляется открыто и гласно.
Р. РФ, Р. субъекта РФ, местный Р. назначается и проводится в порядке и сроки, которые установлены соответственно ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»**, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом субъекта РФ, уставом муниципального образования. Решение о назначении Р. подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
Принятие органом гос-ной власти или органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования может быть вынесен на Р., не является обстоятельством, исключающим возможность проведения Р. по данному вопросу.
Вопросы, подлежащие вынесению на Р. РФ, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на Р. РФ, определяются федеральным конституционным законом.
На Р. субъекта РФ могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ. На местный Р. могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут определяться вопросы, подлежащие вынесению на Р.
На Р. субъекта РФ, местный Р. не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов гос-ной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов гос-ной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о формировании состава органов гос-ной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, персональном составе этих органов; в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
На Р. субъекта РФ не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении РФ. На Р. субъекта РФ не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъекта РФ, за исключением случаев, когда вопрос не урегулирован Конституцией РФ, федеральным законом. На местный Р. не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.
Вопросы, выносимые на Р., не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования. Вопрос, выносимый на Р., должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
Вопросы, выносимые на Р. субъекта РФ, местный Р., не должны противоречить законодательству РФ. Вопросы, выносимые на местный Р., не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству соответствующего субъекта РФ.
Р. не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории РФ, либо на территории, на которой предполагается проводить Р., либо на части этой территории, а также в течение 3-х месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Законом субъекта РФ, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого повторный Р. субъекта РФ, Р. с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать 2-х лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов Р. Установление др. обстоятельств, исключающих проведение Р., не допускается.
Инициатива проведения Р. в РФ принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в Р. Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ право инициативы проведения Р. может быть предоставлено иным субъектам. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в Р., а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за 6 месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения Р., устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу по проведению Р. для сбора подписей граждан РФ, имеющих право на участие в Р., в поддержку инициативы проведения Р. Для назначения Р. субъекта РФ, местного Р. в орган, установленный законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, должны быть представлены подписи участников Р. в поддержку инициативы его проведения. Законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного Р. также в форме собрания участников Р. Порядок реализации инициативы проведения Р. определяется ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Р. РФ назначается в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Р. субъекта РФ назначается органом гос-ной власти субъекта РФ в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституцией, уставом, законом субъекта РФ. Местный Р. назначается органом местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом субъекта РФ, уставом муниципального образования.
Решение, принятое на Р., является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. При этом решение, принятое на Р. РФ, действует на всей территории РФ. Решение, принятое на Р. субъекта РФ, действует на территории данного субъекта РФ. Решение, принятое на местном Р., действует на территории соответствующего муниципального образования. См. также Плебисцит; Участник референдума.
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.