- Договор морской перевозки пассажира
(англ. contract of affreightment of passenger) - по законодательству РФ о торговом мореплавании договор, в соответствии с которым перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, а при сдаче багажа - также плату за провоз багажа (ст. 177 КТМ РФ*). В Д.м.п.п. перевозчиком является лицо, которое заключило Д.м.п.п. или от имени которого заключен такой договор, независимо от того, осуществляется перевозка пассажира перевозчиком или фактическим перевозчиком. Фактическим перевозчиком является иное, чем перевозчик, лицо, которое, являясь собственником судна или использующим судно на ином законном основании лицом, фактически осуществляет перевозку пассажира или ее часть. Пассажиром является любое лицо, перевозка которого осуществляется на судне по Д.м.п.п. либо с согласия перевозчика в целях сопровождения автомашины или животных по договору морской перевозки груза.
Регулированию Д.м.п.п. посвящена гл. IX КТМ РФ. Правила, установленные ею, применяются, если соглашением сторон не установлено иное. В случаях, прямо указанных в данной главе, соглашение сторон, не соответствующее установленным в ней правилам, ничтожно.
Заключение Д.м.п.п. удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.
В соответствии со ст. 181 КТМ РФ плата за проезд пассажира и плата за провоз его багажа определяются соглашением сторон. Плата за проезд пассажира и плата за провоз его багажа транспортом общего пользования определяются на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ. Пассажир имеет право: перевозить с собой бесплатно, в заграничном сообщении - в соответствии с льготным тарифом 1 ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2 лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест; перевозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы.
Перевозка пассажира включает следующие периоды: а) в отношении пассажира и его каютного багажа - период, в течение которого пассажир и (или) его каютный багаж находятся на борту судна, период посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на судно либо наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира. В отношении пассажира перевозка не включает в себя период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в любом ином портовом сооружении либо на нем; б) в отношении каютного багажа — также период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в др. портовом сооружении либо на нем, если этот багаж принят перевозчиком, его работником или агентом и не выдан пассажиру; в) в отношении иного багажа, который не является каютным багажом, -период с момента принятия такого багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи такого багажа перевозчиком, его работником или агентом пассажиру.
Пассажир вправе до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от Д.м.п.п. Если пассажир отказался от Д.м.п.п. не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от Д.м.п.п. вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам, то пассажиру возвращаются вся уплаченная им плата за проезд и плата за провоз багажа.
Перевозчик вправе отказаться от исполнения Д.м.п.п. при наступлении следующих не зависящих от перевозчика обстоятельств: военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна; блокада пункта отправления или пункта назначения; задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора; привлечение судна для гос-ных нужд; гибель судна или его захват; признание судна непригодным к плаванию. При отказе перевозчика от исполнения Д.м.п.п. до отхода судна пассажиру возвращаются вся плата за провоз пассажира и его багажа, а после начала рейса - их часть в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена. Перевозчик, отказавшийся от исполнения Д.м.п.п. при наступлении указанных обстоятельств, обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы.
Перевозчик несет ответственность за смерть пассажира и повреждение его здоровья, а также за утрату или повреждение багажа пассажира, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий). Утрата или повреждение багажа пассажира включает в себя ущерб, причиненный тем, что багаж не выдан пассажиру в разумный срок после прибытия судна, на котором багаж перевозился или должен был перевозиться. Обязанность доказывания того, что происшествие, в результате которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа, а также размера причиненного ущерба возлагается на истца.
Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий), предполагается, если не доказано иное, в случаях, если смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна либо в связи с кораблекрушением, столкновением, посадкой судна на мель, взрывом или пожаром на судне или недостатками судна. В отношении утраты или повреждения иного багажа, который не является каютным, вина указанных лиц предполагается, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, вызвавшего утрату или повреждение такого багажа. В др. случаях обязанность доказывания вины лежит на истце (ст. 186 КТМ РФ).
Перевозчик не отвечает за утрату и повреждение денег, ценных бумаг, золота, изделий из серебра, драгоценностей, украшений, произведений искусства или др. ценностей, если только они не были сданы на хранение перевозчику, который согласился сохранять их в целости. За сданные на хранение ценности перевозчик несет ответственность не выше предела, предусмотренного п. 4 ст. 190 КТМ РФ, если в соответствии со ст. 191 КТМ РФ не согласован более высокий предел ответственности.
Если перевозчик докажет, что умысел или грубая неосторожность пассажира явились причиной смерти пассажира или повреждения его здоровья, либо способствовали смерти пассажира или повреждению его здоровья, либо способствовали утрате или повреждению багажа пассажира, то он может быть освобожден от ответственности полностью или частично. Правила о пределах ответственности перевозчика установлены в ст. 191-193, 195, 196 КТМ РФ.
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.