- Контрсталийное время
(англ. demurrage) -в договоре морской перевозки груза дополнительное время ожидания, устанавливаемое по окончании сталийного времени соглашением сторон. При отсутствии соглашения сторон продолжительность К.в. определяется сроками, обычно принятыми в порту погрузки (ст. 131 КТМ РФ*). К.в. исчисляется в календарных днях, часах и минутах с момента окончания сталийного времени. В К.в. включаются воскресные и официально установленные праздничные дни, объявленное нерабочим в порту время, а также перерывы в погрузке груза, вызванные непреодолимой силой или гидрометеорологическими условиями, создающими угрозу сохранности груза либо препятствующими его безопасной погрузке. Время, в течение которого погрузка груза не проводилась по зависящим от перевозчика причинам, не включается в К.в.
За задержку судна свыше К.в. фрахтователь обязан возместить перевозчику причиненные убытки, если задержка произошла по причинам, не зависящим от перевозчика.
Размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение К.в. (демередж), определяется соглашением сторон, а при его отсутствии - по ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. В случае отсутствия таких ставок размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа.
Эти правила о К.в. соответственно применяются при выгрузке груза в порту его выгрузки.
Перевозчик вправе по истечении К.в. отправить судно в плавание, даже если весь условленный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта. В случае предоставления для перевозки груза всего судна перевозчик не вправе отказаться от приема груза, доставленного до окончания сталийного времени или К.в., при наличии соглашения о таком времени, хотя принятие и укладка груза могут задержать судно свыше установленного срока. Если для перевозки груза предоставлено не все судно, то перевозчик вправе до истечения сталийного времени или К.в., при наличии соглашения о таком времени, отказаться от приема груза, который вследствие его предъявления с опозданием может быть погружен на судно надлежащим образом и без ущерба для остального груза только с задержкой судна. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта.
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.