- Морской порт
(англ. seaport) - по законодательству РФ о торговом мореплавании комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и др. услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту (ст. 9 КТМ РФ*). КТМ РФ выделяет морские рыбные порты и морские специализированные порты. Под морским рыбным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности — комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Под морским специализированным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и др.). К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов. Деятельность М.п. осуществляется в соответствии с законом о М.п. РФ.
Правовой режим морских торговых и рыбных портов, а также специализированных портов РФ является единым для всех портов, находящихся на территории РФ, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (ст. 5 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»**). Правовой режим М.п. с учетом климатических, гидро- и метеорологических особенностей устанавливается этим Федеральным законом, др. федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, применимыми к М.п., а также законами субъектов РФ.
М.п. объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства РФ. Перечень М.п., открытых для захода иностранных судов, публикуется в «Извещениях мореплавателям».
Должностным лицом, регулирующим заход судов в морской торговый порт (выход из него) и отвечающим за безопасность мореплавания в таком порту, является капитан морского торгового порта, с которым согласовывает свои действия капитан морского рыбного порта в случае, если они затрагивают компетенцию капитана морского торгового порта. Должностным лицом, регулирующим заход судов в морской рыбный порт (выход из него) и отвечающим за безопасность мореплавания в указанном порту, является капитан морского рыбного порта, с которым согласовывает свои действия капитан морского торгового порта в случае, если они затрагивают компетенцию капитана рыбного порта. Функции и полномочия капитана морского торгового порта, капитана морского рыбного порта, а также капитана специализированного морского порта устанавливаются и регулируются ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», др. федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, применимыми к М.п.
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, находящиеся в М.п., согласовывают свои действия с капитаном морского порта лишь в случае, если действия этих должностных лиц затрагивают компетенцию капитана М.п. Все российские и иностранные суда обязаны соблюдать правовой режим М.п.
ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» регулирует также: заход иностранных судов в М.п. (ст. 6); заход иностранных военных кораблей и др. гос-ных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в М.п. (ст. 8); вынужденный заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и др. гос-ных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в М.п. (ст. 9) и др. особенности правового режима М.п.
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.