- Расследование авиационного происшествия
(англ. investigation of aviation accident) -в воздушном законодательстве РФ организованная деятельность уполномоченных органов и лиц, направленная на установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем. Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью Р.а.п. или инцидента.
В РФ любое авиационное происшествие или инцидент с гражданским, гос-ным или экспериментальным воздушным судном РФ либо с воздушным судном иностранного государства на территории РФ подлежат обязательному расследованию. Р.а.п. или инцидента производится по правилам гл. XIV ВозК РФ*. Порядок проведения расследований, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов определяются по правилам, установленным Правительством РФ (напр., 2.12.1999 г. утверждены Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с гос-ными воздушными судами в Российской Федерации**, 4.04.2000 г. -Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации**).
Расследования, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов осуществляются специально уполномоченными органами, на которые возложены эти полномочия соответственно в гражданской, гос-ной или экспериментальной авиации.
Р.а.п. или инцидента проводится комиссией, которая имеет право: а) беспрепятственно проходить на борт потерпевшего бедствие воздушного судна для выяснения обстоятельств авиационного происшествия (инцидента); б) обследовать такое судно, его составные части, имущество, находящееся на его борту либо вовлеченное в авиационное происшествие (инцидент) извне, независимо от принадлежности этого имущества, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов; в) поручать юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности проведение исследований и работ, связанных с Р.а.п. или инцидента; г) привлекать для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техники, работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; д) опрашивать очевидцев авиационного происшествия (инцидента), лиц, которые имеют или могут иметь к нему отношение, получать необходимую информацию от правоохранительных органов; е) изучать все вопросы разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта потерпевшего бедствие воздушного судна, подготовки лиц из числа авиационного персонала, организации воздушного движения, выполнения и обеспечения полетов воздушных судов; затребовать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, а также от граждан и юридических лиц документы и материалы по вопросам, связанным с этим авиационным происшествием (инцидентом); ж) проводить исследования психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна и соответствующих лиц из числа авиационного персонала.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, командование воинских частей обязаны оказывать всемерное содействие комиссии по Р.а.п. или инцидента, в т.ч. выделять в распоряжение комиссии необходимые силы и средства, принимать меры по обеспечению охраны места авиационного происшествия или инцидента, созданию безопасных условий для работы на месте авиационного происшествия или инцидента.
Расходы на обеспечение работы комиссии по Р.а.п. или инцидента финансируются за счет средств федерального бюджета, а на расследование авиационного происшествия или инцидента с гражданским воздушным судном, кроме того, за счет централизованных в установленном законом порядке средств организаций гражданской авиации с последующим возмещением этих средств за счет виновных в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Порядок финансирования работ по Р.а.п. или инцидента устанавливается специально уполномоченным органом в области финансов.
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.