- общественный договор
- теория происхождения государства, выдвинута голландским ученым Г. Гроцием, а также Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др. Сторонники О. д. считали, что государство возникло в результате договора между людьми, в котором предусматривало добровольный отказ частных лиц от ряда своих естественных прав в пользу государственной власти.
* * *
(англ. common agreement) - понятие, встречавшееся еще у античных и средневековых мыслителей при попытках решения вопроса о сущности и происхождении государства; они приходили к выводу, что государство возникло в результате добровольного соглашения людей, выраженного явно или молчаливо. До заключения О.д., по их мнению, существовало «естественное» состояние, в котором люди жили как изолированные друг от друга индивидуумы. В этом состоянии свобода индивидуумов ничем не была ограничена, но вместе с тем люди не были ограждены от насилия при столкновении сильных со слабыми.
Наибольшее развитие понятие О.д. получило в школе естественного права XVII и XVIII вв. Вместе с тем по вопросу об О.д. между различными представителями школы естественного права имелись разногласия, прежде всего по вопросу о причинах, побудивших заключить О.д. Особенно резкими были расхождения между крупнейшими юристами XVII в. Гуго Гроцием (Голландия) и Томасом Гоббсом (Англия). Гроций полагал, что причиной, побудившей людей образовать общественный союз, было врожденное стремление людей к общению. Гоббс, обосновывавший необходимость королевского абсолютизма, утверждал, что люди по природе своей эгоистичны и что в естественном состоянии царила беспощадная «война всех против всех». Только из инстинкта самосохранения, чтобы предотвратить всеобщее истребление, люди образовали путем О.д. государство с неограниченной властью правителей.
Были разногласия и о том, кто является носителем суверенитета - народ или государь. Гроций и др. оспаривали мнение, что воля народа выше воли государя, утверждая, что народ добровольно передал принадлежащий ему суверенитет избранным им лицам. Жан-Жак Руссо утверждал, что суверенитет целиком принадлежит народу и является неотчуждаемым, неделимым и непогрешимым. На этом основании он полагал, что наиболее идеальной формой государства является та, где весь народ принимает участие в законодательстве, а если и существуют представительные учреждения, то их депутаты должны рассматриваться только как приказчики народа.
Спорным был вопрос, передает ли индивидуум при заключении О.д. свою личность полностью и без остатка в распоряжение государства или задача государства состоит главным образом в том, чтобы охранять права гражданина. Первой точки зрения придерживались Гоббс и Руссо, второй — Джон Локк.
Среди представителей школы естественного права не было единства и в решении вопроса о практических политических выводах из теории О.д., особенно о форме правления в государстве. С помощью идеи О.д. пытались обосновать правомерность абсолютизма (Гоббс, Пуффендорф, Феофан Прокопович), даже полицейского государства (Вольф), просвещенного абсолютизма (Вольтер), конституционной монархии (Локк, Сперанский) и демократической республики (Руссо). Наиболее революционные выводы из идеи О.д. были сделаны в России Радищевым, призывавшим крестьян к восстанию против помещиков и царя (см. подр.: Юридический словарь. - М., 1953).
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.