- русская правда
- свод древнерусского права, в основе которого лежат преимущественно правовые обычаи X-XI вв. и княжеская судебная практика. Включает: отдельные нормы "Законы Русского", Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Известны три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Регулировала: право собственности, долговые отношения, членовредительство, право наследования, семейные отношения, судопроизводство, порядок уголовного следствия - дознания (свода) и заслушивания свидетелей (видоков). В целом "Р.п." отразила становление феодализма на Руси: усиление зависимости сельских жителей (смердов, холопов, закупов), углубление социальной дифференциации общества, развитие товарного хозяйства.
* * *
- древнейший письменный сборник норм древнерусского права; сформировался на протяжении XI-XII вв. Первый текст Р.п. был обнаружен и подготовлен к печати В.Н. Татищевым в 1738 г. В настоящее время имеется более 100 списков, различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки - закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «.обычай», но данный кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».
Принято делить сборник на 3 редакции (большие группы статей, объединенные хронологическим и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят 2 составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев, «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите». За этими словами в Новгородской I летописи помещен текст Древнейшей правды. Правда Ярославичей включает ст. 19-43 Краткой правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).
Со 2-й половины XI в. стала формироваться Пространная правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в XI в. По уровню развития правовых институтов, социально-хозяйственному содержанию это уже весьма развитый памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой правды. Пространная правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан статус разных категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная правда сформировалась.
В XIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периода раздробленности. В арабских источниках, летописях, договорах Руси с Византией имеется достаточно сведений о караемых государством криминальных посягательствах в IX-X вв. Речь идет о кражах, убийствах, побоях и т.д., но они не характеризуются какими-либо особыми терминами. Преступные действия в летописях именуются злыми делами. Главный элемент преступного действия -наказуемость. В качестве объекта нарушения могли выступать гос-ный закон, обычаи, религиозно-нравственные установления. В литературе принято считать, что 1-я попытка определить преступное деяние сделана в Р.п., где нанесение вреда личности именуется «обидой». Напр., при нанесении побоев следовало «платить за обиду 12 гривен». Субъектами преступлений могли быть свободные люди. Любое преступление влекло выплату штрафов и имущественные взыскания, для чего требовалось наличие собственности. Холопы и рабы, сами будучи видом имущества, собственности не имели, имущественную ответственность за них несли хозяева.
Определить влияние на положение субъекта сословного статуса весьма сложно. Нет сведений и документов о последствиях, напр., драки дружинника и крестьянина, хотя наиболее правдоподобная версия возникновения Древнейшей правды связывается именно с побоищем между княжеской дружиной Ярослава Мудрого и новгородскими горожанами. Вероятно, во времена Р.п. все свободное население (при известных привилегиях феодалов) отвечало за криминальные действия в отношении представителя др. сословия. Р.п. ничего не говорит о совершении преступлений женщинами, о возрасте преступников. С принятием христианства возраст преступника стал определяться на основе церковных установлений. Можно предполагать, что в древний период в крестьянских общинах практиковались наказания на основе обычного права, но конкретных источников до нас не дошло.
В Р.п. отражены только два вида преступлений: против личности (убийство, телесные повреждения, оскорбления, побои) и собственности (разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное пользование чужим имуществом). Закон защищал интересы индивидуума, который, выделившись из общинной системы, нуждался в охране как своей личности, так и своего хозяйства. Гос-ные преступления в Р.п. не упоминаются, весьма нечетко обрисованы деяния против княжеской администрации (напр., убийство конюха). На данном этапе еще не существовало абстрактного понимания государства и его интересов, вред государству отождествлялся с вредом князю, и посягательства против князей рассматривались как тяжкие деяния. К участникам восстаний применялась казнь на месте преступления, часто - массовая. Князья в борьбе за власть порой прибегали к весьма недостойным приемам, но вопрос об ответственности решался в их среде. Измена князю также рассматривалась в княжеском окружении, и ответственность во многом зависела от расстановки политических сил.
В Р.п. доминируют штрафы, хотя на практике арсенал уголовных наказаний был довольно велик. Утвержденный вскоре после принятия христианства кодекс, будучи гос-ным законодательством, порывал с морально-нравственными установками язычества, но новые христианские ценности усваивались постепенно. В таких условиях единственным критерием интересов индивидуума мог быть только денежный эквивалент причиненного ущерба, что и закрепляла система штрафов. Сыграло роль и то, что жесткие виды наказаний противоречили христианской доктрине гуманности, они в кодекс не вошли. По этой же причине Р.п. является сугубо светской, уголовные наказания против интересов церкви устанавливались в церковных уставах. На практике применялись следующие виды наказаний: кровная месть (ее лишь условно можно отнести к наказаниям), «поток и разграбление», смертная казнь, уголовные штрафы, заключение в темнице, членовредительные кары. Уголовные кары за посягательство на личность имеют выраженный сословный характер, при посягательстве на имущество это проявляется менее резко (см. подр.: В.А. Рогов. История государства и права России IX - начала XX вв. - М., 1994).
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.