система законодательства

система законодательства
внешняя форма права, выражающая строение его источников (см. источники права). Представляет собой единый комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства. С.з. необходимо отличать от системы права. Первичным элементом первой является нормативный правовой акт, второй - норма права.

* * *

(англ. system of legislation) - объективная форма существования норм права, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. С.з. не просто совокупность таких актов, а их дифференцируемая система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права. С.з. венчает отраслевая обособленность. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права (см.: С.С. Алексеев. Структура советского права. - М., 1975).

Система права и С.з. не тождественны. Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом С.з. выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права — это материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой отрасли этот материал может использоваться в различном сочетании, поэтому отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и наоборот.

С.з. по объему представленного в нем материала шире системы права, т.к. включает положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В основе деления права на отрасли и институты находятся предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы гос-ной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой С.з. Вертикальная структура С.з. строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане С.з. непосредственно отражает национально-государственное устройство РФ, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство. Единство принципов распределения правотворческой компетенции между гос-ными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства: а) акты высших органов гос-ной власти; б) акты высших органов гос-ного управления. Вертикальная же структура права - это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д. В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами С.з., обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

Если система права имеет объективный характер, то С.з. в большей степени подвержена субъективному фактору и во многом зависит от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами (см. подр: Теория государства и права. Курс лекций. - Саратов, 1995).


Большой юридический словарь. . 2010.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "система законодательства" в других словарях:

  • Система законодательства — (англ. system of legislation) объективная форма существования норм права, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. С.з. не просто совокупность таких актов, а их дифференцируемая …   Энциклопедия права

  • Система законодательства — иерархичная и соподчиненная совокупность нормативных правовых актов, связанных и взаимодействующих между собой и регулирующих общественные отношения. Нормативные правовые акты не существуют изолированно друг от друга, в своем единстве они… …   Элементарные начала общей теории права

  • СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — внешняя форма права, выражающая строение его источников (см. Источники права). Представляет собой единый комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых… …   Юридический словарь

  • Система законодательства — представляет собой совокупность существующих в государстве нормативно правовых актов (законов, указов и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части: федеральное законодательство,… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов,… …   Энциклопедия юриста

  • КАЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — юридическая техника древности и средневековья; характеризуется тем, что законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации, вместо того, чтобы формулировать общие, абстрактные нормы права. В русском праве переход от казуальных… …   Юридический словарь

  • СИСТЕМА ПРАВА — внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. С. п. выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Система возрастной классификации кинопоказа в России — Система возрастной классификации кинопоказа в России  совокупность норм, регулирующих показ фильмов, программ и иных аудиовизуальных произведений в Российской Федерации, исходя из возрастных особенностей зрительской аудитории. В соответствии …   Википедия

  • Система права — Система права  это внутреннее строение структурных элементов права. [1] Содержание 1 Система права 2 Классификации системы права …   Википедия

  • СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА — (СУОТ) часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность… …   Российская энциклопедия по охране труда


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»