- доминирующее положение
- (на рынке) - по антимонопольному законодательству РФ исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда он докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности его доли на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35% (закон РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г.).
* * *
(англ. leading position) - в антимонопольном законодательстве РФ исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок др. хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35% (ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»**).
Специальными актами антимонопольного законодательства понятие «Д.п.» может уточняться применительно к определенным видам деятельности. Напр., под Д.п. финансовой организации понимается объем финансовых услуг, предоставленных такой организацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке финансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднять доступ на этот рынок др. финансовым организациям (ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»**).
Порядок определения Д.п. различных видов хозяйствующих субъектов в РФ устанавливается федеральным антимонопольным органом. Напр., приказами МАП РФ утверждены Порядок определения доминирующего положения негосударственных пенсионных фондов, Порядок определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг, Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг (6.05.2000 г.), Порядок определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами (21.06.2000 г.) и др.
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.