- Затонувшее имущество
- по законодательству РФ о торговом мореплавании потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и др. предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или берег (ст. 107 КТМ РФ*). Правила о З.и. установлены гл. VII КТМ РФ. Они применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод или территориального моря РФ. Указанные правила не применяются к: подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества; подъему затонувшего морского имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на морском дне. Если подъем, удаление или уничтожение З.и. рассматривается как спасательная операция в соответствии с правилами, установленными гл. XX КТМ РФ, то такие правила применяются к вознаграждению и специальной компенсации спасателей независимо от правил, установленных гл. VII КТМ РФ.
Собственник З.и., если он намерен поднять такое имущество, должен известить об этом капитана ближайшего морского торгового порта или капитана ближайшего морского рыбного порта в течение 1 года со дня, когда имущество затонуло. Капитан морского порта в течение 3 месяцев со дня получения заявления собственника З.и. устанавливает для собственника порядок подъема, а также срок, достаточный для подъема З.и., но не менее чем один год со дня получения собственником уведомления капитана порта о порядке и сроке подъема соответствующего имущества.
В случаях, если З.и. создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и др.), собственник З.и. обязан по требованию капитана морского торгового порта (морского рыбного порта) в установленный им срок поднять З.и. и при необходимости удалить или уничтожить его. Если собственник З.и. известен, то капитан морского порта уведомляет его о своем решении. Если собственник З.и. не известен, то капитан морского порта делает публикацию о сроках, установленных для подъема З.и., в «Извещениях мореплавателям». Если при этом известен флаг затонувшего судна, то капитан морского порта направляет также соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти в области отношений РФ с иностранными государствами.
Портовые власти имеют право поднять З.и. и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если: собственник З.и. обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить, но собственник такого имущества не установлен или он не поднял З.и. и при необходимости не удалил или не уничтожил его в установленный срок; З.и. создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба морской среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и др.); при наличии достаточных оснований собственнику З.и. не разрешено поднимать, удалять или уничтожать его своими средствами либо средствами избранной им судоподъемной организации. В указанных случаях подъем, удаление или уничтожение З.и. осуществляется за счет его собственника.
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.