государство


государство
1) в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм Г., его аппарат;
2) понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.).
3) как субъект международного права - основной участник международных отношений. Включает как политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным характеризующим качеством является суверенитет.

* * *

(лат. imperium, civitas; англ. state) - в теории права способ организации классового общества как суверенного, исторически сформировавшегося, основанного на определенной преобладающей системе производственных отношений; основной институт политической системы, форма организации публичной политической власти. Объективным выражением Г. является совокупность представительных, исполнительных и судебных гос-ных органов, образующих государственный аппарат. Форма Г. характеризуется тремя составляющими — формой правления, формой государственного устройства и государственно-правовым режимом.

От организации власти, существовавшей в первобытном (догосударственном) обществе, Г. отличается: территориальной организацией власти; наличием особого публичного управления, обладающего специальным аппаратом принуждения (суд, полиция, армия и т.д.); юридической принадлежностью населения к Г., выражающемуся в институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях); созданием финансово-налоговой системы.

Г. отличается от др. организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков: а) Г. в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего населения (общества), объединяемого им по признаку гражданства или подданства; б) Г. обладает гос-ным суверенитетом (верховенством на своей территории и независимостью в международных отношениях) и является единственным носителем суверенной власти; в) Г. формирует право - издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права; г) Г. выражается в наличии сложного механизма (аппарата) управления обществом, социальными сферами и процессами. Специфика органов, образующих в своей совокупности гос-ный аппарат, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим оформлением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом их способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения; д) Г. - единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка; е) только Г. располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

В разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки Г. отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлением.

Древнейшие Г. принадлежали к восточному типу и возникали в процессе становления частной собственности, требовавшей организации власти, способной обеспечить порядок и спокойствие собственников. Первоначально античное Г. являлось инструментом подавления, которым пользовалась аристократия против др. сословий (с IX в. до н.э.). В греческих полисах с началом использования рабского труда и завоеванием демосом политических прав гос-ная система служила поддержанию рабовладельческой системы («рабовладельческая демократия», приблизительно с VI в. до н.э.). В Риме после изгнания царей (VI в. до н.э.) наблюдалось аналогичное развитие. С конца II в. до н.э. по мере обострения социальной и классовой борьбы в римском обществе Г. стало все более принимать характер военной диктатуры, воплотившейся в форме принципата (ранняя Римская империя). К III в. н.э. развились новые формы производственных отношений, потеснившие рабство (колонат), что обусловило возникновение нового вида Г. (домината), ставшего орудием подавления сословий, находившихся в различных формах предфеодальной зависимости.

Существуют разные взгляды на возникновение Г. Патриархальная теория (Аристотель, Филмер и др.) в объяснении происхождения гос-ной власти делала акцент на историческом процессе развития семьи, рассматривая Г. как продукт и результат ее развития. Так, абсолютная власть монарха отождествлялась с властью главы патриархальной общины (семьи). Согласно теологической доктрине происхождения Г., последнее есть воплощение божественного провидения, поэтому Г. должно по своей природе генерировать характеристики, адекватные той или иной системе религиозного вероучения - христианства, ислама и т.д. Известны учения, объясняющие появление Г. с позиций идеологий Просвещения, борьбы с феодальным абсолютизмом. Отражение этой философской доктрины - договорная теория (Гроций, Гоббс, Руссо и др.), согласно которой Г. есть результат соглашения (договора) между людьми, которым стало в тягость их естественное свободное состояние «борьбы всех против всех», и они решили передать часть своих прав Г. для общей пользы.

В XIX в. сложились новые взгляды на природу Г. и причины его возникновения. Согласно теории К. Маркса и Ф. Энгельса основными причинами возникновения Г. являются такие продукты разложения первобытного строя, как раскол общества на классы, появление частной собственности и зарождение глубоких антагонистических интересов первобытного общества. Г. есть результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества: совершенствования средств производства, разделения общественного труда, которые изменяют природу власти, имевшейся в родовой общине. В Г. эта власть начинает выражать интересы лишь одной части населения - экономически господствующего класса, который делается и политическим «собственником» общества.

Представители теории насилия (Дюринг, Гумилович) приоритетное значение в генезисе Г. придавали не социально-экономическим факторам разложения общины, а военно-политическим процессам, сопровождавшим его. Сторонники этой теории считали, что главная причина возникновения Г. как особого аппарата власти состоит в необходимости применения насилия в постоянной войне родовых кланов друг с другом. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало Г. Таким образом, Г. есть результат применения насилия - естественного фактора жизни воинственных первобытных племен.

Психологическая теория (Петражицкий и др.) объясняет появление Г. особыми свойствами человеческой психики, в частности, стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться. Сторонники этой теории опираются на примеры из организации первобытной культовой жизни людей с ее постоянной зависимостью человеческого сознания от авторитета вождей, служителей язычества, колдунов и т.д. По их мнению, природа Г. -психологическая, она основывается на закономерностях человеческого сознания. См. также Правовое государство; Светское государство; Социальное государство; Функции государства.


Большой юридический словарь. . 2010.

Синонимы:

Смотреть что такое "государство" в других словарях:

  • Государство — (state) Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории. Можно утверждать, что государство является центральным понятием в политике, и поэтому его определение служит предметом острых… …   Политология. Словарь.

  • ГОСУДАРСТВО — 1) политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения… …   Философская энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВО — существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Николай Бердяев Государство получило технические возможности, до которых оно не доросло ни нравственно, ни интеллектуально …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Государство Ва — кит. упр. 佤邦, пиньинь: Wǎ Bāng ва: Mēng Vax, Meung Va …   Википедия

  • “ГОСУДАРСТВО” —     “ГОСУДАРСТВО” (Πολιτεία, ή περί δικαίου, πολιτικός) диалог Платона, завершающий зрелый период его творчества. Сам Платон, по видимому, считал исследование истинных принципов человеческого общежития и проведение их в жизнь главной задачей… …   Философская энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВО — ’ГОСУДАРСТВО’ один из наиболее известных диалогов Платона, относящийся к расцвету его творческой деятельности (70 60 е, 4 в. до н.э.). Создававшееся в течение многих лет ‘Г.’ впитало в себя все стороны учения мыслителя, включая его представления… …   История Философии: Энциклопедия

  • «ГОСУДАРСТВО» —         или «О справедливости», диалог Платона, состоящий из 10 книг. Большая часть кн. 1 (за исключением введения рамки), по видимому, представляет собой диалог раннего периода, называемый иногда «Фрасимах». Кн. 2 10 относятся к зрелому периоду… …   Философская энциклопедия

  • государство — Империя, княжество, королевство, царство. Ср. страна... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. государство империя, княжество, королевство, царство, страна, держава, земля,… …   Словарь синонимов

  • Государство — (лат. imperium, civitas; англ. state) в теории права способ организации классового общества как суверенного, исторически сформировавшегося, основанного на определенной преобладающей системе производственных отношений; основной институт… …   Энциклопедия права

  • ГОСУДАРСТВО — ГОСУДАРСТВО, а, ср. 1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г. Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства. 2 …   Толковый словарь Ожегова

  • ГОСУДАРСТВО —     «ГОСУДАРСТВО» (Πολιτεία ἢ περὶ δικαίου; подзаголовок: «О справедливости»), диалог Платона, завершающий зрелый период его творчества. Сам Платон, по видимому, считал исследование истинных принципов человеческого общежития и проведение их в… …   Античная философия

Книги

  • Государство, Платон. "Государство"-одно из величайших сочинений древнегреческого мыслителя Платона, написанное в 360 г. до н. э., по сию пору не утратившее крайней актуальности. Сочинение выстроено по принципу… Подробнее  Купить за 611 руб
  • Государство, Энтони де Ясаи. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Энтони де Ясаи - один из самых оригинальных политических философов современной Европы. В данной… Подробнее  Купить за 460 руб
  • Государство, Платон. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В диалоге "Государство" Платон предлагает теорию идеального государства, которое является выражением… Подробнее  Купить за 450 руб
Другие книги по запросу «государство» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.