- смежные права
- разновидность исключительных прав, являющихся производными от авторских прав, но полностью с ними не совпадающих. Различают С.п.: исполнителей произведения автора, производителей фонограмм и вещательных организаций. Основное содержание С.п. сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия субъектов соответствующих С.п. С.п. артиста и вещательной теле- или радиоорганизации возникает с момента первого исполнения (постановки). Оно истекает через 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом возникновения права (лишь право на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или посягательства действуют бессрочно). Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в этот срок. Исключительные права, предоставляемые исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания, в некоторых случаях могут быть ограничены (ст. 42 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.). Напр., без согласия исполнителя и выплаты ему гонорара отрывок из исполнения может быть включен в обзор текущих событий. Исключительные права, предусмотренные законом для субъектов С.п., могут передаваться другим лицам по соответствующим договорам.
* * *
(англ. allied right) - совокупность исключительных прав, являющихся производными от авторских прав. С.п. возникают в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач, организаций эфирного или кабельного вещания. Специальные гражданско-правовые нормы, регулирующие Сп., содержатся в разд. III Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»**. Субъектами Сп. являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Указанным Законом детально регулируются права исполнителя (ст. 37); права производителя фонограммы (ст. 38); правила использования фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя (ст. 39); права организаций эфирного (ст. 40) и кабельного (ст. 41) вещания; ограничения прав исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного и кабельного вещания (ст. 42); срок действия Сп. (ст. 43).
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.