- Государственно-правовой режим
- в конституционном праве система средств и способов осуществления государственной власти. В зависимости от характера используемых гос-ной властью средств и способов различают демократический и авторитарный Г.-п.р. При демократическом режиме провозглашаются и обеспечиваются общедемократические права и свободы, граждане получают реальную возможность влиять на состав гос-ных органов и содержание их наиболее важных решений, гарантируются политический плюрализм и разделение властей как основа формирования гос-ного аппарата. При авторитарном режиме население отстранено от управления обществом и государством, существенно ограничиваются основные права и свободы граждан.
Различают конституционно-авторитарный и тоталитарный режимы как виды авторитарного режима. При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократических начал законодательно закрепляются в конституции, которая лишь формально провозглашает весьма ограниченные права и свободы граждан; запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий; нарушается принцип разделения властей; парламент, находится в зависимости от исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается.
При тоталитарном (фашистском, расистском) Г.-п.р. устанавливаются ограничения не только в политической, но и в личной жизни граждан; любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент (если он существует) не допускается значительная часть населения.
Существуют также переходные и чрезвычайные Г.-п.р., которые, как правило, имеют временный характер. Переходные режимы возникают как результат победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетия и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой обладают военные Г.-п.р., устанавливаемые в результате переворотов, при которых вся власть в государстве принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Чрезвычайные Г.-п.р. устанавливаются при попытках гос-ных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию гос-ных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. Введение режима чрезвычайного положения обычно связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и др. средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.п. (см.: Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М., 1995).
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.