- Неприкосновенность депутата
(англ. inviolability of deputy) - в РФ привилегия депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, а также депутатов высших представительных органов гос-ной власти субъектов РФ, заключающаяся в особом порядке их привлечения к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержания, ареста, обыска или досмотра, допроса.
Согласно ст. 98 Конституции РФ* члены Совета Федерации и депутаты Гос-ной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания - парламента РФ.
Эти конституционные нормы конкретизируются в ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»**. Член Совета Федерации, депутат Гос-ной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть: а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; в) подвергнуты личному досмотру, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей.
Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Гос-ной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Гос-ной Думы, орган дознания или следователь в 3-дневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Гос-ной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, то Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания РФ представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Гос-ной Думы неприкосновенности.
После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.
Член Совета Федерации, депутат Гос-ной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания РФ и др. действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Гос-ной Думы, в т.ч. по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Гос-ной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Гос-ной Думы неприкосновенности.
Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Гос-ной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Совет Федерации, Гос-ная Дума рассматривают представление Генерального прокурора РФ в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, принимают по данному представлению мотивированное решение и в 3-дневный срок извещают о нем Генерального прокурора РФ. Решением палаты от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Гос-ной Думы, в отношении которых внесено представление.
Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Гос-ной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.
О возбуждении уголовного дела или о начале производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации, депутата Гос-ной Думы орган дознания, следователь или суд в 3-дневный срок сообщает соответствующей палате Федерального Собрания РФ.
Н.д. высших представительных (законодательных) органов гос-ной власти субъектов РФ распространяется на весь срок полномочий депутатов и состоит в том, что депутаты соответствующих органов не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей (см. напр., ст. 66 Конституции Республики Адыгея, ст. 84 Конституции Республики Башкортостан, ст. 69 Конституции Республики Марий Эл, ст. 82 Конституции Республики Мордовия, ст. 68 Конституции (Основного Закона) Республики Тыва, ст. 76 Конституции Республики Хакасия, ст. 46 Устава Вологодской области, ст. 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области, ст. 20 Устава (Основного Закона) Костромской области, ст. 34 Устава (Основного Закона) Курской области и др.).
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.