правотворчество


правотворчество
одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе отношения. Согласно Конституции РФ П. осуществляется высшими (на уровне федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти и управления; непосредственно самим народом, путем проведения референдума; субъектами РФ путем заключения между ними договоров.

* * *

(англ. legislation) - форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене  правовых норм. Эти нормы находят свое закрепление и внешнее выражение в юридических формах, или источниках права.

П. рассматривается как процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур (см.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. - М., 1999). В таком определении выделяются несколько элементов: познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации; определение органа или иного субъекта, управомоченного принять правовой акт; выбор формы предполагаемого акта; подготовка, принятие или изменение его в рамках соответствующих процедур.

Правила подготовки, принятия и реализации правовых актов следует рассматривать не только как сугубо формальные. Важен содержательный аспект правил, их познавательная ориентированность, когда они обеспечивают высокое качество и эффективность правовых актов. С их помощью отражаются внутренние, глубинные общественные связи и отношения. Можно выделить 5 юридических принципов, в которых выражена нормативная основа правовых актов: а) принятие актов только уполномоченным субъектом, б) принятие актов по основаниям, предусмотренным законом, в) выбор установленной формы акта, г) соподчиненность актов в правовой системе по их юридической силе, д) соблюдение процедуры подготовки и принятия актов.

Факторы П. можно разделить на 3 группы: определяющие предмет правового регулирования; выражающие позиции участников правотворческой деятельности; собственно юридические факторы.

Выделяются следующие стадии правотворческого процесса: а) изучение, анализ общественных явлений и процессов, выявление потребности правовой регламентации; б) определение вида органов, субъектов, правомочных принять правовое решение, и вида правового акта; в) принятие решения о подготовке правового акта; г) разработка концепции, идеи, анализ будущего акта; д) подготовка проекта правового акта разработчиком, рабочей группой, органом; е) предварительное рассмотрение проекта акта; ж) общественное обсуждение проекта; з) официальное рассмотрение проекта акта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур; и) принятие правового акта, его оформление, подписание, опубликование, вступление в законную силу.

Следование этим этапам процесса П. позволяет соблюдать внешние рамки движения правового акта -от зарождения его идеи до принятия. Это и содержательный функционально-позитивный процесс, призванный наполнять нормы и правовые акты определенным содержанием и одухотворять их. Достижению данной цели служат принципы П., которые создают его основу и способствуют правильной долгосрочной и краткосрочной ориентации. К ним относятся: а) принцип научности, означающий использование приемов и методов научного анализа, достижений науки; б) принцип законности, означающий строгий учет иерархии правовых актов и норм, компетенции субъектов права и соблюдение процедурных правил; в) принцип демократизма, означающий изучение социальных интересов и возможности их выражения в сфере П., учет общественной поддержки проектов правовых актов.

Практика П. в России и др. государствах свидетельствует о серьезных трудностях и противоречиях. Возникает много правотворческих ошибок, среди которых: познавательные, порожденные неверной оценкой предмета будущего правового регулирования; содержательные, выражающиеся в недостатке средств и методов правового воздействия; информационные, означающие неверный выбор формы акта, слабое обоснование проекта; процедурные, связанные с нарушением процедур подготовки и принятия актов; социальные, означающие игнорирование общественного мнения и возможное восприятие актов гражданами, должностными лицами, госорганами, общественными объединениями и хозяйствующими субъектами.

В П. как общем процессе формирования и развития правовых актов можно выделить: законотворчество, подзаконное П., нормотворчество местного самоуправления, прямое, непосредственное П., договорное нормотворчество, локальное нормотворчество.


Большой юридический словарь. . 2010.

Смотреть что такое "правотворчество" в других словарях:

  • правотворчество — правотворчество …   Орфографический словарь-справочник

  • Правотворчество — Правотворчество  это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер. [1] Виды… …   Википедия

  • Правотворчество — стадия правообразования, связанная с деятельностью специализированных компетентных органов государства по изданию (отмене, изменению) нормативных правовых актов. Правотворчество представляется и в более широком значении как деятельность,… …   Элементарные начала общей теории права

  • ПРАВОТВОРЧЕСТВО — одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в …   Юридический словарь

  • Правотворчество — деятельность по планированию правотворчества, разработке, принятию (изданию), подписанию, опубликованию и мониторингу правовых актов... Источник: ЗАКОН г. Москвы от 08.07.2009 N 25 О ПРАВОВЫХ АКТАХ ГОРОДА МОСКВЫ …   Официальная терминология

  • Правотворчество — (англ. legislation) форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене  правовых норм. Эти нормы находят свое закрепление и внешнее выражение в юридических формах, или источниках права. П. рассматривается как… …   Энциклопедия права

  • ПРАВОТВОРЧЕСТВО — деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное П. (референдум) и опосредованное (государственное) П …   Юридическая энциклопедия

  • Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и… …   Большой юридический словарь

  • Правотворчество —         деятельность государства по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательных правил правовых норм. П. охватывает установление новых, а также… …   Большая советская энциклопедия

  • ПРАВОТВОРЧЕСТВО — деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное П. (референдум) и опосредованное (государственное) П …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ПРАВОТВОРЧЕСТВО — одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его активности, имеющая своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено …   Энциклопедия юриста

Книги

Другие книги по запросу «правотворчество» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.